– Поделитесь своим духовным опытом жизни во французской глубинке. С Россией не сравниваю. Но, возможно, благодаря служению в монастыре и жизни в провинции, в горах, удалось на какие-то вещи в жизни посмотреть иначе, обратить на что-то внимание, лучше понять себя?
– Мне рано говорить о каком-то духовном опыте. Безусловно, я увидел и узнал много нового, как об истории Православия во Франции, так и о духовной жизни в целом. Но это знание, опыт – это другое, его у меня немного. Я узнал о том, чего стоило быть чадом Русской Церкви во Франции в советское время, в период холодной войны, о том, как храмы строятся десятилетиями, руками маленькой горстки людей. Однозначно, получить в начале священнического пути радость регулярного посещения монастырей – это милость Божия. На западе это роскошь, а не повседневность.
В таком месте Пасху можно прочувствовать дольше
Когда большой город выжимает все соки, монастырь – просто отдых и духовное наполнение, даже если дорога к нему занимает 500 км в одну сторону. Обязанность служить Пасху в отдаленном скиту можно воспринимать как наказание или ссылку, а можно принять как великую милость – увидеть радость Воскресения Христова не в мегаполисе, где эту радость могут быстро смести ветра забот, переживаний и просто непрекращающееся движение. В таком месте Пасху можно прочувствовать дольше, ведь вокруг почти ничего не происходит: Христос воскресает, и ничего больше. В такие моменты становится ближе и понятнее состояние многих мыслителей прошлого и позапрошлого века, которые именно в таких уединенных местах обрели веру и нашли Христа.
– О жизни во Франции в целом. Мы уже беседовали об этом с отцом Николаем из Парижа… Но у вас есть опыт жизни как в мегаполисе, так и в провинции, в глухой, спокойной, далекой от мирской суеты, и это, наверное, несколько расширяет рамки восприятия. Что вам нравится здесь или не нравится, что поразило в первые годы жизни, что до сих пор не перестает удивлять?
– Здесь у каждого своя «колокольня». Кому-то все дается легко и быстро, кто-то десятилетиями мучается. Немало людей уезжают в другие страны. Бюрократия, красивые традиции, умеренный социализм (бесплатное образование и медицина), огромное культурное богатство, развитый и доходный туризм, удивительно красивые места, разнообразная и вкусная кухня. И конечно, огромное количество христианских святынь, средневековых храмов и замков. Каждый найдет свое. Поскольку во Франции четвертый принцип, после трех всем известных «свобода, равенство, братство», – это светскость, то твоя религиозная принадлежность мало кого интересует. Ну, к тому же православные не самые многочисленные. Мы на 8 или 9 месте в списке вероисповеданий, после католиков, протестантов, иудеев, мусульман, буддистов, атеистов и прочих. Хотя католики нас воспринимают ближе всех остальных по духу. Может я ошибусь, но, мне кажется, что во Франции в городах люди более верующие и церковные, нежели в селах. Правда, в селах острый недостаток духовенства. В большинстве сел регулярность служб – один раз в месяц в лучшем случае. Красивые романские или готические церкви стоят пустые, но открытые, в них может гореть лампадка, а может и ничего не гореть. И это не может не удивлять. Помню, года 3 назад, в Везле, – там, слева от известной большой базилики в честь Марии Магдалины, есть маленький неприметный храм. Я заметил его и решил зайти, а было довольно поздно, около 23.00. Все открыто, книжки для службы лежат на своем месте, и красиво развешена священническая одежда. А храм открыт, дверь открыта. Недавно с супругой на обратном пути из монастыря вошли в небольшой храм XI века в Бургундии. Деревня, почти ночь, а храм открыт, хотя в там никого и нет. И в этом есть и нечто прекрасное, ведь это Дом Божий, и он открыт всегда, в буквальном смысле.
В древних деревенских храмах можно прочувствовать дух доготического западного христианства
Конечно, не во всех местах так. И, конечно, Франция – это не Париж и не Версаль, не замки Луары и собор в Реймсе. Она гораздо шире, интереснее и богаче – даже своими бедными храмами. Версаль, Нотр-Дам, Реймс, Амьен и Сен-Дени показывают нам безмерно красивую, сильную и богатую готическую Францию. Именно ту Францию, в которой «чья власть, того и вера». А в древних деревенских храмах можно прочувствовать дух доготического западного христианства. Нет, я не против готики, но, на мой взгляд, доготическое западное христианство очень близко к Православию. В нем больше простоты, аутентичности. Не преуменьшая значимость церковного искусства, все же оно должно подвести ко Христу, а не скрыть Его или увести от Него. Меньше колонн, горгулий, витражей и узоров, за которыми можно потерять Христа.
– Одно из ваших послушаний при Корсунской епархии – участие в деятельности при православной молодежной ассоциации. Расскажите о своем личном участии в движении и реализованных проектах вместе с молодыми и активными прихожанами французских православных приходов.
– Я был и остаюсь помощником руководителя нашей молодежки. Самым большим успехом молодежки ее руководитель, диакон Антоний Сиденко, и я считаем то, к чему мы особо не готовились. Мы и не ожидали, что нам выпадет такая роль.
Когда открылся Троицкий собор в Париже, именно молодежь обеспечила незаметные, но жизненно важные функции в новом соборе и в старом кафедральном храме. В Троицком соборе молодежь стала заниматься лавкой и поддержанием чистоты в храме, и успешно продолжает этим заниматься по сей день. В старом храме из молодых активистов был организован новый церковный хор, на замену перешедшему за архиереем в собор. Так что при входе в наши кафедральные храмы можно увидеть много молодых лиц, задействованных в жизни прихода. Для нас всех это самый большой успех.
При входе в наши кафедральные храмы можно увидеть много молодых лиц, задействованных в жизни прихода
Наши ребята всегда участвовали в разных фестивалях, встречах, симпозиумах, а я всегда был занят службами и никуда не ездил. Только следил и помогал организовать. В сентябре 2020 меня пригласили читать лекцию на Фестивале французской православной молодежи. Я со многими с тех пор подружился.
– Самые ценные уроки, вынесенные за годы участия в молодежном движении?
– Из открытий для себя – самым важным, наверное, было то, что в душе нужно всегда оставаться молодым, даже студентом, при этом сохраняя ответственность взрослого. Именно в таких случаях я не встречаю преград между мною и ребятами, которые на 15 лет младше меня, студентами и даже школьниками.
Полная версия интервью (в двух частях) размещена на сайте Православие.ру.