Памяти Николая Александровича Бердяева (1874-1948)
Николай Александрович Бердяев – один из самых крупных и оригинальных русских мыслителей. Его философское наследие известно как в России, так и на Западе, и активно изучается во многих университетах России, Великобритании, США, Франции, Германии.
Убежденный марксист в молодости, Николай Бердяев активно изучает социализм как философское течение и постепенно приходит к пониманию «философской нищеты марксизма». Под влиянием своего друга, будущего протоиерея и богослова Сергия Булгакова, переходит от марксизма к идеализму. Вместе с Булгаковым, Бердяев открывает мир святых отцов: свт. Григория Нисского, свщмч. Иринея Лионского, прп. Максима Исповедника прп. Исаака Сирина и других греческих, латинских и сирийских отцов Церкви.
Этот путь проделало большинство светочей русской светской интеллигенции начала ХХ в. В 1909 году вместе с другими представителями русской интеллигенции издает сборник «Вехи», обозначивший основной поворотом русской элиты к религиозному поиску и религиозной философии. С 1907 года принимает участие в возрожденном Религиозно-Философском Обществе в Петрограде, где выступает с несколькими докладами о христианском видении разных социальных проблем.
Стремление к свободе с одной стороны, поиск Бога и размышления над христианским учением с другой, делают его взгляды предметом разных споров. Н.А. Бердяев предпочитает оставаться вольным философоми не примыкать ни к одной группе, в то числе и к православнымбогословам. При этом нельзя отрицать явный христианский характер его философских произведений, как дореволюционных, так и написанных после октябрьской революции.
Сразу после революции основал Вольную Академию Духовной Культуры (1918-1922). За критику марксизма и большевизма дважды подвергся аресту в 1918 и 1920 году, а впоследствии, в 1922 году, был выслан из страны на «философском пароходе».
Оказавшись в Берлине, Н. Бердяев и другие русские религиозные мыслители основали Религиозно-философскую академию, которую с 1924 года переместили в Париж.
С 1924 года русский религиозный мыслитель жил в Кламаре, пригороде Парижа. В своем доме он приглашал для встреч и бесед многих русских и французских мыслителей: Ж. Маритен, Н. Лосского, С. Франка, прп. Марию (Скобцову), Л. Шестова и других.
В 1925 году он основал журнал «Путь», печатный орган русской религиозной мысли. Вышедший с 1925 по 1940 год журнал «Путь» стал, с одной стороны, основной площадкой взаимодействия светских и церковных мыслителей, а с другой стороны – главной витриной православной мысли для католических и протестантских мыслителей. Роль основанного им журнала в становлении и развитии «Парижской богословской школы» трудно переоценить.
Н.А. Бердяев всегда тяготел к Родине и к Матери-Церкви. Его подпись стоит в списке основателей Трехсвятительского подворья на улице Петель в Париже, верным прихожанином которого он останется до конца жизни.
Н.А. Бердяев умер в ночь на 24 марта 1948 года в своем доме в Кламаре и похоронен на местном городском кладбище. Его дом впоследствии (1959 г.) был выкуплен Западноевропейским Экзархатом Русской Православной Церкви; позже усилиями проживающих в доме священнослужителей в нем был обустроен музей имени русского мыслителя и храм в честь Святого Духа.
Последние произведения Николая Бердяева свидетельствуют о принятии им православного учения и попытки философского осмысления православной системы богословских знаний. Он стал также одним из первых мыслителей, кто попытался создать и философски обосновать православный взгляд на проблемы социального неравенства, свободы творчества отношений церкви и государства и пр. Немаловажным трудом для философской мысли ХХ-го века стал его очерк «О назначении человека», в котором он предлагает творческой западноевропейской и русской интеллигенции христианский взгляд на человека как образ Божий, призванный реализовать определенную задачу в этом мире.
Память о Н.А. Бердяеве жива и поныне как среди философов, так и среди верующих. Его мысль вдохновляла и продолжает вдохновлять.
Вечная память р.б. Николаю!
священник Иоанн Димитров